Воспоминания Глухова Михаила Михайловича об отце Михаиле Яковлевиче, павшем в бою за Родину 12 апреля 1942 года.

 

   Мой отец – Глухов Михаил Яковлевич родился в 1907 г. в селе Тюрнясево, в большой крестьянской семье. Его отец Яков Андреевич участвовал в Первой мировой войне, а после Великой Октябрьской Социалистической Революции занимался сельским хозяйством и бондарничал, обеспечивая всех жителей деревни кадками для соленья овощей.  Кроме того, он и его сыновья Михаил, Иван и Федор работали в Тюрнясевском совхозе на строительстве хозяйственных объектов и домов, плотничали.

    В 1938 году отец был призван на 3-месячные военные сборы, после прохождения которых ему была присвоена специальность пулемётчика, а в военный билет была внесена запись «Явиться в Военкомат на второй день войны». Это означало, что война неизбежна, и что страна готовилась к ней.

    В 1939 году мой отец со своим отцом Яковом и средним братом Иваном вместе с семьями переехали в лесной посёлок Бутаиха (в 10 км от с. Тюрнясева) на строительство спирто-порошкового завода, имеющего военное предназначение. В центральной, уже освоенной части этого поселка работал лесопильный завод, на котором готовились, в частности, ложи для автоматов и винтовок. На Бутаихе нас и застала Великая Отечественная война.

   Отец, как и положено, отправился в военкомат (в то время Тельманского района) на второй день войны, однако получил месячную отсрочку. В июле 1941 года был мобилизован и направлен под Казань, где формировалась Казанская стрелковая дивизия. Последнее письмо от отца - полевой треугольник - мы получили в ноябре 1941 года. В нём он писал, что их отправляют на фронт. В мае 1942 года мы получили официальное извещение о том, что 12 апреля наш отец не вернулся с поля боя и считается пропавшим без вести. Указывался также номер высоты, за которую шёл этот бой. Только в 1996 г. из письма командира группы «Поиск» нам стало известно о гибели отца. Оказалось, что он погиб у деревни Фомино-2 Барятинского района Калужской области, а той высотой была Зайцева гора на Варшавском шоссе, его останки захоронены в братской могиле на Зайцевой горе, а имя увековечено в Книге Памяти Республики Татарстан.

   После этого в том же 1996 г. нам с помощью директора музея «Зайцева Гора» Ракош Тамары Ивановны удалось познакомиться с ветераном ВОВ Михайловой Ириной Сергеевной – медработницей 608 стрелкового полка 146 стрелковой дивизии. В частности, она сообщила, что в том же полку корреспондентом был наш земляк Александр Андреевич Лесин (ранее – Лисин). После ВОВ он стал известным писателем и поэтом, проживающим в г. Симферополе. Кроме того, Ирина Сергеевна подарила нам три его книги: «Братское поле», «Шла дивизия вперед» и «Была война», в одной из которой сказано, что автор уходил на фронт из села Тюрнясева. Однако ни я, ни мой отец не были с ним знакомы, поскольку в Тюрнясево Лисины приехали незадолго до начала войны, а мы в это время жили уже на Бутаихе.

   В книге А. Лесина содержится, в частности, подробное описание боя 12.04.42 года за Зайцеву высоту, в котором, по-видимому, и погиб мой отец. Из приведённого описания видно, что в это время в низинах, где располагался 608 полк, было много снега и воды. Поэтому наши бойцы в атаку шли по снегу, перемешанному с ледяной водой, под обстрелом немецкой артиллерии, да ещё и под бомбёжкой налетевших вражеских самолетов. В итоге атака захлебнулась, и уцелевшие бойцы вернулись на исходные позиции.

Это из стихотворения А. Лесина «Зайцева гора» выбиты на памятнике братской могилы у с. Фомино-2 слова: «Да будут святы для наших потомков по всей России поля Фомино!»

Несколько слов из моей памяти об отце.

   У родителей моего отца, т.е. у моего деда Якова Андреевича Глухова и бабушки Александры Егоровны, было шестеро детей – три сына и три дочери. К настоящему времени их уже нет. Старший брат отца - Федор был участником и гражданской войны, и Великой Отечественной войны. Вернулся живым, но сильно контуженным. Средний брат отца – Иван погиб в Великой Отечественной войне.

   Отец окончил 4 класса Тюрнясевской церковно-приходской школы. По тому времени это считалось в деревне хорошим образованием, так что отец был грамотным плотником. Он очень высоко ценил образование и очень хотел, чтобы его дети получили высшее образование. Я в семье был старшим, и он много внимания уделял моему обучению и приобщению меня к чтению книг. Помню, как уставший после роботы, в зимние вечера он мне 5-летнему читал различные книги. Например, он полностью прочитал мне книгу Жуля Верна «Дети капитана Гранта». В связи с этим я уже в 5 лет сам начал читать детские книги.

   Отец очень одобрительно относился к преобразованиям, проводившимся в селе Советской властью. Он выписывал районную газету и по ней следил за событиями в стране. Я хорошо помню, как он перед первыми выборами в Верховный Совет СССР в 1937 г. приглашал в свой дом многих соседей и агитатора из района, который рассказывал о кандидатах в депутаты. После беседы агитатора слушатели обычно пели задушевные деревенские песни. Помню также и поездку с отцом в клуб на выборы, на тройке лошадей с бубенцами. Вместе с отцом я впервые посмотрел художественный фильм в клубе с. Тюрнясева. Это был немой фильм про Чапаева.                    

   Отец был веселым и общительным человеком. После переезда нашей семьи на Бутаиху он продал дом в с. Тюрнясеве и купил патефон. В летнее время в выходные дни отец выносил его на улицу, где послушать песни собирались все жители нашего глухого лесного поселка. Кстати, именно в одно из таких воскресений 22 июня 1941 г. и пришло в наш поселок известие о начале войны. К сожалению, у нас не осталось ни одной фотографии отца.

   Перед началом Великой Отечественной войны в нашей семье, кроме меня, была ещё трехлетняя сестренка - Анна, а мать была беременной и родила сына в декабре 1941 г., уже после отправки отца на фронт. Мой младший брат Николай так и не увидел своего отца.

   Уходя на фронт, мне 10-летнему ученику 4-го класса отец наказывал: слушаться матери и помогать ей во всем, отлично учиться, выполнять все общественные школьные поручения и беречь Советскую власть. Я всю свою дальнейшую жизнь старался выполнять наказы отца.

Несмотря на большие, связанные с войной, трудности, мать, благодаря своим усилиям, помощи Советской власти и добрых людей, смогла нас троих детей вырастить и дать всем высшее образование.

   Я в 1951 г. окончил с отличием Мелекесский учительский институт, а затем, работая учителем математики Тюрнясевской школы, заочно с отличием окончил в 1954 г. Ульяновский педагогический институт. В это время Мелекесский учительский институт был преобразован в педагогический и я был приглашен на преподавательскую работу в этом институте (один год работал ассистентом, а затем старшим преподавателем). В 1958 г. поступил в очную аспирантуру Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. В 1962 г. защитил диссертацию на ученую степень кандидата физико-математических наук. С 1962 г. живу и работаю в Москве. Преподавал в пединституте им. В.И.Ленина и в заочном пединституте. В 1973 г. защитил докторскую диссертацию.

   Моя сестра Анна 1938 года рождения окончила Мелекесский пединститут, работала учителем математики в средних школах сначала в Ульяновской области, а затем в родном селе Тюрнясеве. В настоящее время на пенсии, живет в Тюрнясеве с сыном и его семьей.

   Мой младший брат Николай окончил Куйбышевский электротехнический институт связи, работал инженером Рязанского радиозавода, а затем Запрудненского завода электровакуумных приборов (Московская область), имеет ряд изобретений. Это ему удалось через Казанских поисковиков установить место гибели отца. И это он сочинил очень теплую и трогательную надпись об отце на материнском надгробии в Тюрнясеве: «ЗДЕСЬ РОДНАЯ ЗЕМЛЯ ПРИНЯЛА ЗЕМЛЮ С ЕГО МОГИЛЫ И ХРАНИТ ПАМЯТЬ О НЕМ». К сожалению, в 1998 году брат умер…

   В заключение могу сказать, что я часто вспоминаю спокойную жизнь нашей семьи в предвоенные годы и момент проводов отца на войну. Я и другие члены моей семьи не часто, но бываем в родном для меня селе Тюрнясеве, навещаем сестру Анну Михайловну и могилку матери Александры Дмитриевны. В последние годы я с тревогой наблюдаю, как замирает жизнь в нашем некогда большом, красивом и веселом селе.

   В настоящее время в Москве проживают уже много прямых потомков отца под его фамилией, продолжая наш род на Российской Земле, сохраняя фамилию Глуховых и добрую память о своих корнях.